Аномальное слияние: как в Млечном Пути образовался сверхмассивный белый карлик

Как в Млечном Пути образовался сверхмассивный белый карлик

Международная группа учёных исследовала обнаруженный в Млечном Пути сверхмассивный белый карлик. По мнению специалистов, он образовался в результате слияния двух белых карликов среднего размера. Ключом к пониманию природы космического объекта послужило изучение неоднородного состава его атмосферы. Как считают астрономы, слияние произошло около 1,3 млрд лет назад. На сегодняшний день это один из немногих известных объединённых белых карликов. Его уникальность в том, что большинство слияний в Галактике происходит между объектами с разными массами, тогда как в данном случае звёзды были одинакового размера.
Аномальное слияние: как в Млечном Пути образовался сверхмассивный белый карлик
  • Слияние двух белых карликов в представлении художника
  • © University of Warwick/Mark Garlick

Международный коллектив астрономов под руководством учёных физического факультета Уорикского университета (Великобритания) обнародовал результаты изучения необычной звезды в Млечном Пути — сверхмассивного белого карлика. По мнению исследователей, она образовалась в процессе слияния звёзд — двух белых карликов среднего размера. Об этом сообщается в журнале Nature Astronomy.

Объект был обнаружен на расстоянии 150 световых лет от Земли телескопом Европейского космического агентства Gaia. Звезда была идентифицирована как сверхмассивный белый карлик и получила название WDJ0551 + 4135.

Напомним, белые карлики представляют собой финальную стадию эволюции небольших звёзд (до десяти солнечных масс). После сгорания всего водорода в таких звёздах прекращаются термоядерные реакции, и они продолжают светиться за счёт остаточной тепловой энергии. Большинство белых карликов имеют огромную плотность и небольшой диаметр, сопоставимый с диаметром Земли. Как правило, эти звёзды в среднем составляют около 0,6 массы Солнца. Объект WDJ0551 + 4135 почти вдвое тяжелее — 1,14 солнечной массы.

Дальнейшее исследование белого карлика учёные продолжили, изучив данные, полученные спектрометром европейской обсерватории Herschel Space Observatory. Анализ атмосферы объекта показал, что он имеет необычный смешанный состав, объяснить который естественным ходом эволюции одной звезды невозможно.

• Космический телескоп Herschel Space Observatory