По следам чёрной смерти: учёные выяснили, откуда в Европу пришла чума

Учёные выяснили, откуда в Европу пришла чума

Возбудитель чумы Yersinia pestis проник в Европу с территории современных Молдавии, Украины и Румынии. К такому выводу пришла международная группа учёных по результатам исследования человеческих останков, найденных на западе Швеции. Выяснилось, что обнаруженный специалистами штамм чумной палочки — наиболее древний из всех ныне известных, его возраст — около 5,7 тыс. лет. Активное распространение бактерии началось в эпоху неолита — одновременно с бурным развитием торговых связей и ростом численности населения в регионе. Этот факт позволил опровергнуть существовавшую ранее теорию, согласно которой чёрная смерть пришла в Европу вместе с кочевниками из степей Евразии около 5 тыс. лет назад.
По следам чёрной смерти: учёные выяснили, откуда в Европу пришла чума

Первая в мире масштабная эпидемия чумы прошла около 5—6 тыс. лет назад. Тогда возбудитель этой смертельно опасной болезни — Yersinia pestis, или чумная палочка, — стремительно распространился по территории неолитической Европы, уничтожив большую часть её жителей.

Однако до сих пор учёные не могли однозначно ответить, как и откуда в регион попала бактерия. Поскольку население евразийской степи мигрировало в Европу около пяти тысяч лет назад, считалось, что именно кочевники принесли с собой чёрную смерть.

Прививка против оспы Побеждённый вирус: возможно ли возвращение чёрной оспы
Последний в мире случай заболевания натуральной оспой был зафиксирован 26 октября 1977 года. Сегодня болезнь, которая когда-то...

Генетики из Франции, Швеции и Дании опровергли эту теорию. С помощью анализа человеческих останков возрастом около пяти тысяч лет, которые были обнаружены на территории древнего кладбища в Фальбюгдене (историко-культурный район на западе Швеции. — RT), учёным удалось выделить неизвестный ранее штамм Yersinia pestis. Останки принадлежат 20-летней женщине. Эта модификация возбудителя чумы оказалась наиболее древней из всех известных на сегодняшний день: учёные полагают, что она появилась примерно 5,7 тыс. лет назад.

«Как нам удалось выяснить, этот штамм находится почти у корней филогенетического дерева Y. pestis. Это, в свою очередь, позволяет нам проследить эволюцию чумной палочки», — сообщили авторы исследования.

Благодаря новым данным учёные сделали вывод, что женщина, чьи останки были найдены на шведском кладбище, заразилась чумой за несколько веков до прибытия в Европу мигрантов из степей Евразии.

• Останки 20-летней женщины