Global Post Оригинал

RT использует спорные методы в борьбе за рейтинги

Телеканал RT пытается завоевать репутацию альтернативного источника информации, рассказывая международной аудитории о событиях и мнениях, о которых не говорят другие СМИ. Однако в репортажах RT прослеживается «кремлевская линия» и «последовательная антиамериканская позиция», пишет Global Post.
RT использует спорные методы в борьбе за рейтинги

Кремль предлагает альтернативные теленовости из Вашингтона. Но смотрит ли их кто-нибудь?

МОСКВА, Россия — Когда в сентябре 2011 года несколько сотен человек впервые разбили лагерь в нью-йоркском Зуккотти-парке, чтобы выразить протест против «корпоративной жадности», лишь горстка журналистов пришла освещать это событие. Среди присутствующих новостных организаций был кремлевский англоязычный телеканал RT, ранее носивший название Russia Today.

Разговаривая с репортером, московский ведущий сразу же задал тон для подачи информации о движении «Захвати Уолл-стрит».

«Можно ли сказать, что это начало американской весны?» - вопрошал он на фоне кадров столкновений между полицией и протестующими. Это была аллюзия на арабскую весну - восстания на Ближнем Востоке.

Подобный тон стал отличительной чертой RT. Канал, который некогда высмеивали как средство государственной пропаганды, направленной на улучшение имиджа России, теперь мог создать себе репутацию англоязычного СМИ, предоставляющего альтернативную точку зрения.

Отчасти благодаря ребрендингу, активному задействованию ведущих, для которых английский - родной язык, а также благодаря работе нового вашингтонского бюро, случайные зрители зачастую не осознают, что этот канал - российский государственный проект.

Но кремлевская линия все равно прослеживается. Хотя разговоры о том, что Америка превращается в полицейское государство, RT оставил экспертам, корреспонденты канала тоже примешивают к своим репортажам подобные мнения.

В первую годовщину протестов «Захвати Уолл-стрит» корреспондент Анастасия Чуркина сказала в эфире, что «политическая элита и Уолл-Стрит по-прежнему спят в одной постели», хотя «реальная демократия, возможно, стала чуть ближе, благодаря семенам, посеянным движением «Захвати».

Стивен Коэн, специалист по России из Нью-Йоркского университета, бывал в гостях у RT. Он уверен, что канал ловко извлек выгоду из движения «Захвати». «Они были созданы для этой истории, - говорит он, - Это отличная история для Кремля, потому что она показывает, что у США есть проблемы и потому что другие каналы эти события проигнорировали».

Канал Russia Today, ежегодно получающий из российской казны 33 миллиона долларов, начал вещать в 2005 году. Изначально он определял свою задачу так: корректировать западные репортажи о международных событиях.

Создание престижного проекта, потенциального конкурента CNN и BBC World, было воспринято как часть плана Владимира Путина по возвращению России статуса мировой державы - с опорой на крупнейшие в мире запасы энергоресурсов.

Вскоре RT обрел репутацию канала, приглашающего невменяемых гостей и показывающего конспирологические материалы, например, «Почему теракты 11 сентября – дело рук самих США». Все это – вперемежку с утомительными сюжетами о туризме в России.

Как и другие финансируемые из госбюджета международные каналы, такие как Al-Jazeera English и китайский CCTV, этот канал дебютировал скромно, но впоследствии сильно развился. Он сменил название на безликое RT и открыл в 2010 году новостное бюро в Вашингтоне – специально для вещания на США. Вскоре появились также испанская и арабская версии.

RT America показывает новостные передачи, а во время прайм-тайма – ток-шоу, приблизительно на 80% посвященные внутренним делам США.

В программе под название «Breaking the Set» ведущая Эбби Мартин дает едкий обзор американских «корпоративных СМИ». На заставке к этой передаче она в коктейльном платье и на высоких каблуках разбивает кувалдой телевизор, показывающий CNN.

В ноябре, перед президентскими выборами, Эбби начала свое шоу такими словами: «К черту СМИ, к черту кандидатов, к черту власть корпораций! Не могу дождаться окончания этих чертовых выборов!».

В передаче «Capital Account» другая красиво одетая ведущая, Лорен Листер, в более непринужденном тоне общается по телемосту на экономические темы с различными экспертами. В другом шоу ведущий Макс Кайзер, пересыпая свою речь гиперболами, разглагольствует о «преступных банкирах» и других ужасах финансовой системы. Недавно он назвал американский доллар «валютой дьявола».

32-летний главный редактор RT, Маргарита Симоньян, защищает такую чрезмерность, говоря, что таким образом канал стремится стать «альтернативой господствующим СМИ».

В своем интервью в главном московском офисе канала она заявила, что RT считает своей целью сообщать новости и мнения, о которых другие молчат. «90% наших зрителей говорят: «Я никогда не видел этого. Почему я должен переключаться на российский телеканал, чтобы услышать о событиях в моей стране, о которых я иначе бы и не узнал?» – говорит Маргарита Симоньян.

Симоньян заявляет, что для освещения недавних оппозиционных демонстраций в России ее канал выделил гораздо больше средств, чем для репортажей о движении «Захвати», и что на RT America приходится всего 10 процентов бюджета RT.

Однако критики телеканала утверждают, что он уделяет слишком много внимания проблемам Америки и в то же время приукрашивает ситуацию с протестами в России. Например, на следующий день после прошлогодних парламентских выборов в России в эфир вышел репортаж о «грандиозном митинге» в центре Москвы.

Корреспондент заявил, что протестующие были возмущены «тем, как проводились эти выборы», но ни словом не упомянул многочисленные обвинения в масштабных подтасовках, ставшие сенсацией Рунета и попавшие в другие СМИ.

Симоньян, бывший журналист кремлевского пула, в 25 лет назначенная руководителем Russia Today, отвергает обвинения в пропаганде: «Мы не спорим, мы просто говорим [нашим критикам]: посмотрите сами».

Три студента факультета журналистики Колумбийского университета так и сделали. В начале 2011 года, после нескольких недель изучения эфира телеканала, они оценили убедительность  RT в один балл из пяти. По их словам, репортажи о России были «полной чепухой», а в новостях о США просматривалась «последовательная антиамериканская позиция».

Энн Купер, бывший корреспондент NPR в Москве, преподаватель теле- и радиожурналистики в Колумбийском университете, согласна с вердиктом своих студентов. «Некоторые репортажи были неплохими, - говорит она, - но когда речь заходила об Америке, у них, определенно, были какие-то свои интересы. Это очень злая критика того, что происходит в США».

«Не знаю, кто это смотрит и почему», - добавила она.

И она не одинока. По словам пресс-секретаря компании Nielsen, измеряющей рейтинги телеканалов, американская аудитория RT, как и других иностранных кабельных каналов, слишком мала, чтобы ее измерять.

RT называет себя самым популярным иностранным кабельным телеканалом в пяти американских городах, однако отказывается предоставить данные, подкрепляющие это утверждение.

И все же очевидно, что некоторые люди смотрят RT. По версии Pew Research Center, этот канал является самой популярной новостной организацией на YouTube. Хотя большинство видео «от RT» взяты из других источников.

«Они делают некоторое количество высококачественных материалов, некоторое количество посредственных и некоторое количество никуда не годных. Впрочем, как любой другой кабельный телеканал, - говорит Коэн. – Люди умные, сами разберутся».

Дженнифер Рэнкин.

Дата публикации 20 декабря 2012 года.

 

 

источник
США Северная Америка
теги
Russia Today Владимир Путин Кремль оппозиция Россия свобода слова СМИ США

Мы будем вынуждены удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Лента новостей RT